Глубина или полнота?
В
стандарте [1], термин глубина поиска места неисправности (отказа)
определен следующим образом - характеристика, задаваемая указанием составной
части объекта с точностью, до которой определяется место отказа
(неисправности).
Оценивая
корректность определения понятия, обозначаемого этим термином следует учитывать,
что по определению, приведенному в [2] неисправность представляет
собой состояние изделия, поэтому в результате поиска можно указать дефектный
или отказавший элемент (блок), находящийся в неисправном состоянии.
Стандартом [3] регламентирован другой термин – полнота контроля,
под которой понимают составляющую методической достоверности контроля
технического состояния изделия, характеризующая возможность выявления отказов в
этом изделии при выбранной методе контроля его технического состояния.
В комментариях к данному термину написано:
«Одним
из возможных выражений, определяющих полноту контроля для
простейшего потока отказов, может быть зависимость:
где
λk –
суммарная интенсивность отказов в изделии, выявляемых установленным алгоритмом
контроля его технического состояния;
λ0
– суммарная интенсивность отказов всех элементов указанного изделия.
Приведенное
в [3] определение термина полнота контроля вызывает ряд вопросов.
Во-первых,
для определения показателя полноты контроля Q необходимо
знать суммарную интенсивность отказов, не только выявляемых алгоритмом контроля
его технического состояния, но и суммарную интенсивность отказов всех элементов
изделия.
Во-вторых,
при определенных соотношениях показателей λ (λk>λ0)
значение полноты контроля становится больше единицы, т.е. Q>1, что требует дополнительных пояснений.
Сумятицу
в систему понятий и терминологию вносит документ [4] в котором для выражения,
определяющего полноту контроля предложена похожая формула (2):
где λ0,
λk
–
интенсивности отказов ОК (изделия) и его контролируемой части соответственно
В формуле (2) показатели λk и λ0
определены уже без применения прилагательного суммарный Кроме этого, в формулах (1) и (2) для того
случая, когда λk=λ0,
то есть в том случае, когда интенсивность отказов контролируемой и неконтролируемой
части изделия (или объекта контроля ОК), одинаковы, показатель полноты
контроля становится равным единице, т.е η=1,
независимо от соотношения объема контролируемой и неконтролируемой частей
изделия. Никаких пояснений этой особенности формулы (2) в тексте документа [4]
не содержится.
Далее в документе [4] предлагается использовать несколько «модифицированную»
формулу (2) уже для определения коэффициента глубины поиска отказов
Гп1 (3):
где λk1 - сумма интенсивностей
отказов элементов ОК, которые обнаруживают с подробностью до одного конструктивного
или сменного элемента;
λ0
– интенсивность отказов объекта контроля.
Здесь целесообразно сказать, что термином коэффициент
глубины поиска отказов составители документа [4] определили разрешающую
способность совокупности параметров, характеризующих достоверность технического
диагностирования ОК. К сожалению, в [4] нет пояснений тому, как замена
показателя λk на показатель λk1
позволяет получить информацию о достоверности технического
контроля.
Но самое интересное заключается в том, что в конце своей
методики разработчики [4] предлагают для того случая, когда аналитические или
табличные зависимости неизвестны, использовать графы причинно-следственных
связей [5], не требующие информации о значениях λо,
λk1 и λk, и позволяющие тем не менее
указать место нахождения дефекта в ОК, т.е. выполнить требование об указании глубины
поиска дефекта.
Литература
1
ГОСТ 20911-89. Техническая диагностика. Термины и определения.
2
ГОСТ Р 27.002-2009. Надежность в технике. Термины и определения.
3 ГОСТ
19919-74. Контроль автоматизированный технического
состояния изделий авиационной техники. Термины и определения.
4 МУ
108-84. Методы оценки достоверности контроля авиационной техники. Методика
определения полноты контроля и глубины поиска отказов.
5
Захаров О.Г. Поиск дефектов в релейно-контакторных схемах. – М.-Вологда, 2024 (7
издание).
© ЗАХАРОВ О.Г.
2024
:::10.06.2024_13-57