Вопросы,
возникшие при чтении статьи «Испытания изоляции электрических машин»
В разделе
«Теория» журнала «Энергоэксперт» №3 за 2021 год помещена
статья «Испытания изоляции электрических машин». Уже при чтении аннотации к
статье у меня возникли первые вопросы.
Во-первых, автор не обозначил читательскую аудиторию, которой
адресована эта работа.
Для разработчиков и изготовителей электрических машин иллюстрация,
приведенная на рисунке 3, не несет новой информации, а эксплуатирующий
персонал, как правило, не имеет доступа к информации о конструкции обмоток. Кроме
этого, в тексте статьи нет никакой информации о том, как надо испытывать
электрические машины с обмотками другой конструкции.
Не могу не отметить чрезмерное увлечение автора термином
надежность [1]. Установить, что хотел сказать автор статьи, написавший «…Надежный
выбор ИЭМ определяет надежность и долговечность работы ЭМ в процессе эксплуатации…».
невозможно.
Из-за путаницы в терминологии читатель не может отличить
старение изоляции от её износа. С одной стороны, автор называет возникновение
необратимых изменений в изоляции её старением, а сам процесс старения –
износом. Тут же автор пишет, что есть и обратимые изменения, которые могут
ликвидироваться в процессе эксплуатации. О таинственной эксплуатации, в
процессе которой обратимые изменения самоликвидируются, автор потом ничего не
пишет. Как не пишет и о том, что для устранения н некоторых обратимых изменений,
например при излишнем увлажнении изоляции, электрическая машина должна быть
выведена в ремонт для сушки изоляции.
Рассказывая о показателях состояния изоляции ЭМ, автор не
указывает, что испытания ОБЯЗАТЕЛЬНО начинают с измерения сопротивление
изоляции, причем температура окружающего воздуха должна быть не ниже +10оC [2].
Более того, автор нигде не упоминает о том, что показатели
состояния изоляции обычно нормируют для определенного значения температуры, поэтому
стандарты испытаний рекомендуют использовать формулы, приводящее полученный
результат к нормированной температуре.
Рассказывая об аппаратном обеспечении «главных
факторов оценки состояния ИЭМ» автор ограничивается упоминанием простого мегаомметра, не
обратив внимания читателей на существование цифровых мегаомметров, автоматически
отсчитывающих и запоминающих показания в нужные моменты времени.
Для персонала, эксплуатирующего ЭМ, цитируемый текст,
рассказывающий о двух из главных факторов состояния изоляции ЭМ, явно
недостаточен:
|
На мой взгляд не помешали бы пояснения, рассказывающие почему
автором выбраны эти две характеристики. Ведь уровень частичных разрядов
контролируют не у всех, а только у электрических машин среднего и высокого
напряжения.
В этом разделе статьи даже не упомянуты современные цифровые приборы
для диагностики частичных разрядов.
К сожалению, в публикации не произведено разделение видов испытаний
изоляции электрических машин, производимых на заводе-изготовителе, на ремонтном
предприятии и в ходе эксплуатации.
Абсолютно недостаточно нескольких фраз, написанных про
динамические испытания ЭМ под нагрузкой с помощью комплекса SKF Baker Explorer 4000.
Во-первых,
из заводского
описания следует, что этот комплекс применим только для тестирования трёхфазных
электродвигателей.
Во-вторых,
в перечне функций этого прибора не указана возможность испытания изоляции двигателя
на основе анализа спектра потребляемого тока.
Выводы, сделанные в конце статьи, не в полной мере относятся
к тексту статьи.
Например,
наличие рисунка, на котором показана система укладки
двухслойной обмотки и сопровождающего его текста на позволяет утверждать, что в
статье проведен анализ комбинированной изоляции ЭМ.
К
сожалению, в выводах статьи содержится фраза, смысл которой невозможно
установить – «Надежный выбор изоляции определяет надежность и долговечность
работы ЭМ в процессе эксплуатации».
Нельзя
признать выводом из материала статьи и такую фразу – «Разнообразные факторы
приводят к старению и износу изоляции, снижая ресурс ЭМ».
И,
наконец, остался без необходимых объяснений такой вывод - «…испытания высоковольтным
импульсом позволяют, не снижая ресурса, выявить дефекты межвитковой изоляции…».
О каком сохранении ресурса идет речь? Наличие дефекта межвитковой изоляции делает
невозможным эксплуатацию ЭМ! Наверное, речь должна идти о другом, о том, что
такие испытания оказывают минимальное воздействие на изоляцию и не снижают
ресурс изоляции.
Литература
1 ГОСТ 27.002-2015. Надежность
в технике. Термины и определения.
2 Контроль
изоляции // [Электронный ресурс], режим доступа: https://rza.org.ua/glossary/read/Kontrol-izoljacii.html
{размещена 07.11.2013 года:::7960 просмотров на 18.10.2021(7960/2933=2,71)}
3 Мегаомметр // [Электронный
ресурс «Лексикон релейщика»], режим доступа: http://www.maximarsenev.narod.ru/slovar2/meg/meg.htm