Статьи 1976 годаи испытаний ледокола «Арктика» . Первой увидела свет статья в журнале « Технология судостроения» №1 за 1976 год, вторая – в журнале « Судостроение» №2 за 1976 год. Первая статья была подготовлена в соавторстве с Ю.С. Лившицем, вторая написана без соавторов. На полях статьи видны корректурные знаки, которые я освоил при подготовке первой книги по прекраcному учебному пособию О.В. Рисса. В списке литературы к этим статьям указана моя первая книга и две из опубликованных к этому моменту статей – про унифицированный ГРЩ и графический метод определение степени неравномерности распределения нагрузки Материалы этих статей позже были использованы во многих моих книгах, а примеры дефектов, обнаруженных во время настройки ЭЭС ледокола «Арктика», приведены в изданиях по поиску дефектов. На обороте обложки журнала «Судостроение», находящемся в моем архиве, остались автографы специалистов Ленинградского предприятия ЭРА, участвовавших в постройке и испытаниях ледокола. В личном архиве сохранился и вкладыш в журнал «Судостроение» с рефератами статей, который использовали в библиотеках при подготовке каталожных карточек. Номер журнала «Технология судостроения» был обычным, очередным номером, тогда как №2 журнала «Судостроение» за 1976 год был выпущен как целевой, полностью посвященный ледоколу «Арктика» и Балтийскому заводу, со стапелей которого он был спущен на воду. Среди авторов журнала – капитан ледокола Кучиев Ю.С. (это ему Юрий Соломонович Лившиц, которого он пытался выгнать из ЦПУ, сказал «Такой молодой, а уже старший матрос», чем вызвал неподдельный гнев бравого капитана), начальник ЦКБ «Айсберг». Перевозчиков А.Е., директор Балтийского завода Юдин А.В... , Главный инженер завода Шершнев В.Н.. , Главный технолог Риммер А.И. Коллектив авторов органично дополнил секретарь парторганизации завода Косенков В.К. В этот номер подверстали статьи про заседание отраслевого методического совета по работе школ коммунистического труда, про телевизионную передачу «от всей души». Нашлось место на страницах журнала и для фотографии Г.В. Романова. , вручающего орден Трудовой Славы. Нас и ледокол готовили к визиту Г.В. Романова, постелили ковры через рельсы до трапа, даже выдали новые ватники. Но не повезло. ЦПУ посетил Бобовиков . Увидев разложенные на столах осциллограммы (тогда использовали светолучевые осциллографы и запись переходных процессов выполнялась на рулонах фотобумаги. «Кусочки» осциллограмм воспроизведены в статье), он спросил «Всплесков нет?». Так сложилось, что в строительстве ледокола принимали участие мои однокашники Валерий Марин и Яков Кольф (строители судна), а в команде судна, достигшей на ледоколе "Арктика" Северного полюса,состоял Юрий Клопов. Позже все материалы по испытаниям и настройке этого ледокола вошли в мою вторую книгу " Настройка судового электроoборудования " и стали основой отраслевых стандартов. Еще одна статья по материалам, собранным во время настройки и испытаний ЭЭС ледокола Арктика, опубликована через 16 лет в журнале "Экономика судостроительной промышленности". В этом же году я сделал доклад на конференции, проходившей в ЦНИИ СЭТ. Тезисы этого доклада опубликованы в сборнике. |