Рубрика «Теория»
Продолжаю чтение журнала «ЭнергоЭксперт» №1 за 2023 год,
перейдя к статье, рассказывающей о статических компенсаторах
реактивной мощности.
Для отечественной технической литературы размещать посвящения
не принято, тем ценнее посвящение этого
материалы памяти И.П. Таратуты.
Поисковики на мой запрос выдали несколько статей,
патентов и ссылку на страницу,
где в разделе «Техника передачи
и распределения электрической энергии» многократно упоминается И.П. Таратута, в
том числе и как лауреат Государственной премии СССР.
Уже в аннотации статьи читатель узнаёт, как серьёзные,
технические сложные изделия проектировались и изготавливались на разных
предприятиях страны, в разных республиках, в том числе и в тех, которые стали
теперь независимыми странами (Эстония, Молдавия).
Интерес у меня вызывала та часть обзора, в которой рассказано
о МИС – мощном испытательном стенде, подробно об оснащении которого можно прочесть
на этой
странице.
К сожалению, после прочтения
этой части статьи у меня создалось впечатление, что такого стенда уже нет.
Рассказывая о широко применяемой в мире схеме вентильного СТК,
авторы ничего не говорят о том, как патент на эту схему, полученный в других
странах, защищает наши разработки. В статье рассказано и о другом патенте, на
вентильный компенсатор реактивной мощности. История опять повторилась. Имея
приоритет в идеях, страна опять должна была преодолевать отставание в их
реализации.
Не могу не отметить, что при чтении стать у меня постоянно
возникало ощущение каких-то «догонялок», непрерывного технологического отставания.
Цитирую:
|
Завершается
обзор на оптимистичной ноте, рассказом об акционерном обществе «Нидек АСИ ВЭИ», которому удалось «сохранить
основные знания» и развить их.
Прочитав статью, становишься благодарным авторам за то, что
вспомнили не только фамилии специалистов, участвовавших тем или иным образом в
создании оборудования для этой области энергетики, но и рассказали о практике
создания «Штабов стройки», практически неизвестному теперь явлению.
И ещё. Я не поленился и посмотрел, чем теперь стало с Таллинским
электротехнический завод им Калинина, основанном аж в 1870 году. Теперь это
Таллинский
электротехнический завод «Estel». Если в 1979 году на предприятии работало 3984
человека, то в 2017 году всего 117 человек.
И ещё. Читая такие материалы, пополняешь копилку необычных
знаний. До этого момента я по наивности думал, что в названии электровоза ВЛ80 цифры связаны с календарной
датой. Ан нет! Цифра 8 говорит о количестве осей, а 0 – о том, что питание электровоза
осуществляется от однофазной сети переменного тока. Именно на этих электровозах
впервые были использованы ртутные дуговые выпрямители для преобразования
переменного тока в постоянный. Именно эти выпрямители и выпускал таллинский
завод, упомянутый в аннотации к статье. Кстати, выпуск выпрямительной техники
продолжается и на заводе «Еstel».
Читайте журнал «ЭнергоЭксперт», узнавайте новое и не только в
электротехнике.
Продолжение следует.
Первый обоз журнала размещен на этой странице, обзор
материалов рубрик «Быть
в курсе» и «Главная тема» вы
найдете, перейдя по соответствующим ссылкам.
© ЗАХАРОВ О.Г. 2023
:::04.05.2023_14-46