Показатель надежности – MTBF?
Вышел
из печати очередной, августовский номер журнала «Энергетик» (№8 за 2014год –
прим. моё). Исходя из моих «узких» профессиональных интересов в этом номере
не оказалось статей, тем или иным образом связанных с цифровыми устройствами
релейной защиты.
Именно поэтому я обратил внимание на
рекламу реклоузера Smart
35, помещенную на четвертой сторонке обложки. Кстати, реклама этого устройства
уже публиковалась в предыдущих номерах журнала, но почему-то не привлекла моего
внимания.
На
что же я обратил внимание в этой рекламе? Конечно же использование показателя MTВF для характеристики надежности
устройства Smart
35!
Из-за
отсутствия опыта эксплуатации (в рекламе написано: Smart 35 – новое изделие, не имеющее
длинной «кредитной» истории), подтверждающего реальные характеристики
надежности [1, 2], изготовитель предлагает такие «оценки надежности» Smart 35:
-
MTВF по коммутационному модулю> 2000
лет;
-
MTВF по приводу с магнитной защелкой>
20 000 лет;
-
MTВF по модулю защит и автоматики> 300
лет;
-
процент отказов при вводе в эксплуатацию <0,5%.
На
самом деле, приведенные в рекламном тексте сотни и тысячи лет «наработки на
отказ» имеют косвенное отношение к реальной надежности устройства.
В
[3] относительно «методики» определения таких значений написано «Схематически эти расчеты выглядят
так. Допустим, в течение года тестировалось 1000 изделий. За время теста
10 вышло из строя. Отсюда MTBF будет равно 1 год х (1000 шт/10 шт) =100 годам
или, округленно,
900
000 часам. Эту цифру со многими нулями потребитель и увидит в технической
документации или рекламном проспекте на МУРЗ».
Таким
образом, незаметно происходит перенос «суммарной
наработки» выборки из некоторого количества изделий, на одно изделие. Кстати,
в отечественных стандартах нет апробированной методики оценки MTBF. Недаром в работе [4] написано:
«Дело в том, что MTBF измеряется для всей эксплуатируемой «дисковой
популяции», и распространяется на период объявленного гарантийного срока для данного
типа дисков».
Подробно
о неприемлемости показателя MTBF
можно прочесть в блоге [5].
Жаль,
что в данном рекламном тексте нет информации о сроке службы изделия и о
гарантийном сроке, как нет в тексте информации о показателях сохраняемости [6].
Сопоставление этих показателей с цифрами, приведенными в рекламном тексте для MTBF, позволило бы оценить реальные
показатели надежности устройства Smart 35.
Практически
единственный реальный показатель надежности, приведенный в данном тексте, это
процент
отказов при вводе в эксплуатацию <0,5%.
Практическая применимость подобных
показателей показана в ряде работ [7, 8, 9].
Литература
1. Гондуров
С.А., Захаров О.Г. Определение наработки на отказ по результатам
эксплуатации.//Вести в электроэнергетике, №1, 2010, С. 22.
2. Гондуров С.А., Захаров О.Г. Способ оценки наработки
на отказ по результатам эксплуатации для устройств релейной защиты и автоматики // СТА
(Современные технологии автоматизации). 2010. № 3. С. 60.
3. Гуревич
В.И. Для оценки надежности микропроцессорных устройств релейной защиты нужен
новый критерий //Электротехнический рынок, № 6 (42), 2011, С. 66
5. MTBF ≡
наработка на отказ?// [Электронный ресурс], Режим доступа: http://rza.org.ua/blog/a-60.html (размещен 5 Сентябрь, 2013 просмотров 861, на 24.01.2023 - 7190)
7. Захаров
О.Г. Возврат изделий потребителями как поток событий // Технологии в
электронной промышленности, С.66
8. Захаров
О.Г. Надежность цифровых устройств релейной защиты. Показатели. Требования.
Оценки. М.: Инфра-Инженерия, 2014, 128 с. (заказать книгу можно на сайте www.infra-t.ru ).
9. Захаров
О.Г. Надежность цифровых устройств в цифрах и диаграммах//Вести в электроэнергетике,
№4,
2013, С.42
© ЗАХАРОВ О.Г. 2023
:::24.01.2023_15-29:::