Водород
и будущее энергетики
|
Нам водород
пахать и сеять будет… Исправленная мною строка из песни студенческих времен |
Предыдущая статья из нового номера журнала «ЭнергоЭксперт»,
обзор которой можно посмотреть здесь, заканчивалась разделом «Есть ли у
России водородное будущее?».
Интервью
Ю. Добровольского фактически представляет
собой развернутый ответ на этот вопрос. И этот ответ начинается с правильного,
на мой взгляд, названия «Водород - это не мода, а всего лишь вопрос цены».
В первой части интервью
читатель интервью может узнать себестоимость водорода в России (около доллара
за килограмм), но здесь же не приведено никаких цифр, доказывающих выгоду
замены электротранспорта (Какого именно? Троллейбуса,
трамвая или электробуса, электрички?) «водородным» транспортом.
Завершает эту часть интервью информация о том, что в России
есть всего одна водородная заправка – в Черноголовке.
Небольшое замечание по ходу чтения интервью. Для интересующихся успехами
других стран в строительстве водородных заправочных станций могу рекомендовать
страницу «Водородная станция». Конечно, на фоне таких
стран как США или Китай, а также Южной Кореи, успехи в строительстве
водородных заправочных станций в России выглядят более,
чем скромно. Но вот в Австралии количество водородных заправочных станций
такое же, как в России. А после взрыва на водородной заправочной
станции в Норвегии прекратилось как строительство таких станций, так и
продажа автомобилей на водородном топливе. |
Вторая часть интервью посвящена ценам на разноцветный
водород, производимый по разным технологиям, где интервьюируемый даёт прогноз
перехода на «зеленый» водород. Простое
сравнение цен на водород разного «цвета», к сожалению, не очень информативно.
Современному пользователю традиционного личного и общественного транспорта
невозможно оценить ожидающие его затраты на «водородный транспорт». Мне
кажется, что ссылка на опубликованную статью про экономику автобусов на
водородных топливных элементах в реальных условиях Москвы была бы уместна в
этом интервью.
Ещё одно небольшое замечание по
ходу чтения интервью. Практически никто не обращает
внимания на то, что как создатели электромобилей, так и создатели «водородного»
транспорта выпускают машины, не уступающие современным бензиновым и дизельным
по мощности двигателя, а легковые электромобили превосходят традиционные и по
времени разгона до скорости 100 км/час. Например, максимальная скорость Tesla Model S Plaid составляет 320 км/час, а разгоняется она до 100
км/час за 1,99 с. И это при том, что во многих
городах скорость движения ограничена уже не 60, а 40 км/час. На отдельных
улицах европейских стран скорость снижена ещё больше - до 30 км/час. Таким
образом, переходя на «экологически чистый» транспорт, человечество не
сокращает общий расход энергии, а даже наращивает его. |
Значительная часть интервью посвящена
затратам на производство водорода разного цвета. В конце этой части Ю.
Добровольский делает вполне ожидаемый мною вывод:
|
Приведенная цитата показывает, что при
переходе на водород может произойти подмена цели. Внедрение водорода начиналось
с уменьшения общих выбросов углекислого газа в атмосферу, а на самом деле речь пойдет
об использовании только «зеленого» водорода.
При чтении интервью у меня возникли такие
вопросы:
1 Что в итоге получит человечество после
максимально возможного перехода на водород?
2 Что будет с планетой после перехода на водород, для
получения которого нужна вода?
3 Действительно повсеместное использование водорода -
единственно возможный путь для человеческой цивилизации?
Ведь сокращать выбросы двуокиси углерода
можно и менее радикальными путями. Прежде всего
сокращением выпуска изделий и оборудования, без которого человечество может
существовать. Правда для этого оно должно изменить
себя, изменить своё отношение к ресурсам.
Всемерная экономия ресурсов- самый радикальный способ сокращения выбросов. Но на это
работы никто не выделяет бюджетных дотаций, поэтому в домах России и на рабочих
местах лампочки горят днём и ночью, в квартирах одновременно работают несколько
телевизоров, даже когда в них находится всего один человек. Потери энергии в
системах централизованного отопления, водо- и электроснабжения превосходят все
мыслимые пределы. На просторах интернета я нашел такое фото:
|
Фото сделано в Челябинске, температура
воздуха – минус 20оС, а окна и форточки распахнуты.
Рассказывая об «узких местах» водородных
технологий, Ю. Добровольский выделяет транспортировку и хранение, а также
прогнозирует возможность России стать не только экспортером водорода, но и
поставщиком технологий для его хранения и транспортирования.
Говоря о новых
рынка для водорода, Ю. Добровольский вспоминает об углеродном налоге. Первые
последствия возможного введения такого налога уже проявились в энергетике Китая
и конфликте Польши и Чехии из-за угольной электростанции, расположенной рядом с
границей этих стран.
Завершает интервью текст, который я
считаю нужным процитировать:
|
Сейчас же многие важные решения по ВИЭ и
водородной энергетике принимают под давлением таких «специалистов» как Грета Тумберг.
____
Другие
интервью Ю. Добровольского:
1 Платформе «Экосфера»