цветной водород, интервью, Ю. Добровольский, Энергоэксперт, обзоры, Захаров О.Г.

Водород и будущее энергетики

 

 

Нам водород пахать и сеять будет

Исправленная мною строка из песни студенческих времен

 

Предыдущая статья из нового номера журнала «ЭнергоЭксперт», обзор которой можно посмотреть здесь, заканчивалась разделом «Есть ли у России водородное будущее?».

 

Интервью Ю. Добровольского фактически представляет собой развернутый ответ на этот вопрос. И этот ответ начинается с правильного, на мой взгляд, названия «Водород - это не мода, а всего лишь вопрос цены».

В первой части интервью читатель интервью может узнать себестоимость водорода в России (около доллара за килограмм), но здесь же не приведено никаких цифр, доказывающих выгоду замены электротранспорта (Какого именно? Троллейбуса, трамвая или электробуса, электрички?) «водородным» транспортом.

Завершает эту часть интервью информация о том, что в России есть всего одна водородная заправка – в Черноголовке.

 

Небольшое замечание по ходу чтения интервью. Для интересующихся успехами других стран в строительстве водородных заправочных станций могу рекомендовать страницу «Водородная станция». Конечно, на фоне таких стран как США или Китай, а также Южной Кореи, успехи в строительстве водородных заправочных станций в России выглядят более, чем скромно. Но вот в Австралии количество водородных заправочных станций такое же, как в России. А после взрыва на водородной заправочной станции в Норвегии прекратилось как строительство таких станций, так и продажа автомобилей на водородном топливе.

 

       Вторая часть интервью посвящена ценам на разноцветный водород, производимый по разным технологиям, где интервьюируемый даёт прогноз перехода на «зеленый» водород. Простое сравнение цен на водород разного «цвета», к сожалению, не очень информативно. Современному пользователю традиционного личного и общественного транспорта невозможно оценить ожидающие его затраты на «водородный транспорт». Мне кажется, что ссылка на опубликованную статью про экономику автобусов на водородных топливных элементах в реальных условиях Москвы была бы уместна в этом интервью.

 

           Ещё одно небольшое замечание по ходу чтения интервью. Практически никто не обращает внимания на то, что как создатели электромобилей, так и создатели «водородного» транспорта выпускают машины, не уступающие современным бензиновым и дизельным по мощности двигателя, а легковые электромобили превосходят традиционные и по времени разгона до скорости 100 км/час.  Например, максимальная скорость Tesla Model S Plaid составляет 320 км/час, а разгоняется она до 100 км/час за 1,99 с.

           И это при том, что во многих городах скорость движения ограничена уже не 60, а 40 км/час. На отдельных улицах европейских стран скорость снижена ещё больше - до 30 км/час.

Таким образом, переходя на «экологически чистый» транспорт, человечество не сокращает общий расход энергии, а даже наращивает его.

 

       Значительная часть интервью посвящена затратам на производство водорода разного цвета. В конце этой части Ю. Добровольский делает вполне ожидаемый мною вывод:

 

 

       Приведенная цитата показывает, что при переходе на водород может произойти подмена цели. Внедрение водорода начиналось с уменьшения общих выбросов углекислого газа в атмосферу, а на самом деле речь пойдет об использовании только «зеленого» водорода.

       При чтении интервью у меня возникли такие вопросы:

       1 Что в итоге получит человечество после максимально возможного перехода на водород?

2 Что будет с планетой после перехода на водород, для получения которого нужна вода?

3 Действительно повсеместное использование водорода - единственно возможный путь для человеческой цивилизации?

       Ведь сокращать выбросы двуокиси углерода можно и менее радикальными путями. Прежде всего сокращением выпуска изделий и оборудования, без которого человечество может существовать. Правда для этого оно должно изменить себя, изменить своё отношение к ресурсам.

       Всемерная экономия ресурсов- самый радикальный способ сокращения выбросов. Но на это работы никто не выделяет бюджетных дотаций, поэтому в домах России и на рабочих местах лампочки горят днём и ночью, в квартирах одновременно работают несколько телевизоров, даже когда в них находится всего один человек. Потери энергии в системах централизованного отопления, водо- и электроснабжения превосходят все мыслимые пределы. На просторах интернета я нашел такое фото:

 

 

       Фото сделано в Челябинске, температура воздуха – минус 20оС, а окна и форточки распахнуты.

       Рассказывая об «узких местах» водородных технологий, Ю. Добровольский выделяет транспортировку и хранение, а также прогнозирует возможность России стать не только экспортером водорода, но и поставщиком технологий для его хранения и транспортирования.

       Говоря о новых рынка для водорода, Ю. Добровольский вспоминает об углеродном налоге. Первые последствия возможного введения такого налога уже проявились в энергетике Китая и конфликте Польши и Чехии из-за угольной электростанции, расположенной рядом с границей этих стран.

       Завершает интервью текст, который я считаю нужным процитировать:

 

 

       Сейчас же многие важные решения по ВИЭ и водородной энергетике принимают под давлением таких «специалистов» как Грета Тумберг.

____

Другие интервью Ю. Добровольского:

1 Платформе «Экосфера»

2 Радиостанции «Эхо Москвы»

 

 


Первый обзор нового номера журнала «ЭнергоЭксперт» №3 2021

Распределенная генерация и водородная энергетика

Цвета водорода


"Словарь научной н ̶и̶еграмотности"


::: МОИ САЙТЫ :::


© ЗАХАРОВ О.Г. 2021


04.10.2021