НАСТРАИВАЕМОСТЬ –
совокупность свойств объекта
настройки, которая обуславливает оптимальные затраты труда, материалов,
средств и времени при настройке
по сравнению с соответствующими показателями однотипных объектов.
Настраиваемость
может быть активной, характеризующей приспособленность объекта настройки к
выполнению настроечных
работ в части принятых схемных решений и использованной элементной базы, и
пассивной.
Активную
настраиваемость создают при проектировании и предполагает активное
вмешательство в объект настройки для изменения его свойств.
Пассивная
настраиваемость не предусматривает вмешательства в объект настройки, это
свойство обеспечивается использованием технологических средств только в период
настройки.
Количественно
настраиваемость может быть оценена либо частными показателями, характеризующими
отдельные свойства объекта настройки, определяющие его настраиваемость, либо
комплексными показателями, учитывающими сразу несколько свойств объекта
настройки (см. Настраиваемости функция
в [1]).
Среди
частных свойств настраиваемости можно выделить:
-
взаимозаменяемость – возможность заменять ту или иную часть объекта настройки без
настройки;
-
регулируемость – приспособленность объекта настройки к выполнению операции
регулировка;
-
контролируемость – приспособленность объекта настройки к контролю параметров и
характеристик, в том числе описывающих его работоспособность;
-
ремонтопригодность
– пригодность объекта настройки к поиску дефектов
и их устранению.
Объект
настройки с идеальной настраиваемостью может быть сразу после проверки монтажа
допущен
к эксплуатации.
Литература:
1 Захаров
О.Г. Словарь-справочник по настройке судового электрооборудования. Л.:
Судостроение, 1987, 216 с.
2 Захаров О.Г.
Настройка судового электрооборудования. Л.: Судостроение, 1980
3 Захаров О.Г., Бажанов
К.Ю. Результаты оценки технологичности процессов настройки судового электрооборудования
экспертным методом // Технология судостроения, 1983,
№ 5 С. 36
4 ГОСТ 18311-78. Изделия
электротехнические. Термины и определения основных понятий (с
Изменениями N 1, 2)
5 Захаров О. Г.. Показатели технологичности релейно-контакторных систем управления асинхронными электродвигателями// Судостроение, 1981, вып.30 С.119 ( Республиканский межведомственный научно-технический сборник). Николаев, Кораблестроительный институт им адмирала С.О. Макарова
Города и страны. Здесь читают мои сайты