ТРЕБОВАНИЯ К ТРАНСПОРТИРОВАНИЮ ИЗДЕЛИЙ В ТЕХНИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ.

 

        Требования к транспортированию изделий должны быть изложены в разделе «Транспортирование и хранение» технических условий [1].

Для примера приведем текст раздела «Транспортирование и хранение» из проекта одного ТУ:

 

6 Транспортирование и хранение

6.1 Транспортирование изделия в упаковке изготовителя при выполнении мер защиты от непосредственного воздействия влаги, пыли и солнечной радиации допускается:

– железнодорожным, речным и морским транспортом со скоростями, допустимыми для данного вида транспортирования;

– воздушным транспортом (самолетом Ил–76 и выше).

6.2 Допускается транспортирование изделия со скоростями:

– по дорогам с твердым покрытием – до 60 км/ч;

– по грунтовым дорогам – до 40 км/ч;

– по бездорожью – до 20 км/ч.

6.3 Допускается транспортирование изделия в упаковке предприятия–изготовителя автомобильным транспортом на расстояние до 3000 км со скоростями максимально допустимыми для данного типа покрытия.

6.4 При погрузке, перевозке и выгрузке необходимо соблюдать указания, выполненные в виде манипуляционных знаков на упаковке. Размещение и крепление упаковки изделия в транспортных средствах должно обеспечивать её устойчивое положение и не допускать перемещения во время транспортирования.

 

        Во-первых, стиль изложения не соответствует общим требованиям к техническим условиям, в которых предусмотрена иная, императивная форма записи, например – изделие должно быть предназначено для транспортирования (далее вид транспорта и условия транспортирования).

        Во-вторых, в приведенном тексте этого раздела нет информации об условиях транспортирования изделия в части климатических внешних воздействующих факторов по ГОСТ 15150 [2].

        В-третьих, вместо указания о типе отсека самолета (герметизированный или негерметизированный) в тексте странным образом упомянута конкретная модель самолета.

И, наконец, в процитированном тексте нет прямых указаний на условия транспортирования, в том числе и ограничений по количеству перегрузок, установленные стандартом [3].

В стандарте [3] предусмотрено, что способы защиты изделий для выбранных условий транспортирования должны быть изложены в разделе технических условий «Упаковка». При этом упаковка должна не только предохранять изделие от механических повреждений, но и от влаги, пыли и некоторых других внешних

воздействующих факторов.

В технических условиях, отрывок из которых приведен выше, раздел «Упаковка» отсутствует, а требования к упаковке изложены:

- в разделе «Конструктивно-технологические требования» в таком виде:

 

        1.3.6.4 Изделие должно быть прочным к воздействию механических факторов при транспортировании в упакованном виде.

 

- в разделе «Проверка на соответствие конструктивно-техническим требованиям» так:

 

        5.3.1.2 Изделие при поставке заводом изготовителем должно быть упаковано в тару, предохраняющую его при транспортировании всеми видами транспорта и хранении на складах……

 

Такие записи некорректны прежде всего потому, что не содержат конкретных требований к упаковке, как это установлено в [3] и аналогичных ему стандартах для отдельных отраслей промышленности.

Кроме этого, в технических условиях должна быть указана категория упаковки (КУ), вид транспортной тары и тип внутренней упаковки (ВУ) изделия в зависимости от условий транспортирования и хранения.

Для экономии места отошлем к документу [4], в котором требования стандартов [3, 4, 5] к упаковке, транспортированию и хранению изделия соблюдены полностью, в том числе предусмотрена и упаковка документации, отправляемой совместно с изделием.

Общие требования к оформлению этого раздела регламентированы стандартом [2], а важность раздела подчеркнута тем, что некоторые из этих требований отнесены к требованиям безопасности и поэтому являются обязательными.

Кроме этого, в стандарте [5] приведены формулировки, которые должны быть воспроизведены в технических условиях на изделие.

Действующими стандартами предусмотрено, что для каждого из требований к изделию, зафиксированному в технических условиях, должен быть предусмотрен метод испытаний, позволяющий подтвердить выполнение этих требований.

        Стандартом [3] предусмотрены два вида механических испытаний упакованного изделия:

- на прочность при транспортировании;

- на удар при свободном падении[1].

        Стандарт [3] предусматривает, что испытания на прочность при транспортировании при массе упакованного изделия до 200 кг проводят методом 104-1[2] (испытания на ударную прочность, или испытания на прочность при воздействии механических ударов многократного действия), регламентированным в [6] для электротехнических изделий и в [7] для изделий электронной техники, а также в [9].

        Данное испытание позволяет оценить способность изделия противостоять разрушающему воздействию механических ударов и сохранять после прекращения их воздействия свои характеристики в пределах значений, установленных в технических условиях на изделие. Эти испытания проводят во время предварительных, приемочных, квалификационных и типовых испытаний, а также при периодических испытаниях, если это предусмотрено в технических условиях на изделие.

        Оба названных выше испытаний проводят без электрической нагрузки изделия.

Для испытания на прочность при транспортировании упакованное изделие устанавливают на ударную установку (рисунок 1), обеспечивающую воздействие на изделие повторяющихся ударов со стандартной формой импульса, имеющего определенное значение пикового ускорения и длительность.

        Стандартом [7] предусмотрено, что испытания на прочность при транспортировании на ударной установке проводят в нормальных климатических условиях:

        - температура окружающего воздуха от 15 до 350С;

        - относительная влажность воздуха от 45 до 80%[3];

        - атмосферное давление от 84 до 106 кПа (от 630 до 800 мм рт. ст.).

       

 

 

Рисунок 1 Устройство релейной защиты во время испытаний на ударной установке на транспортную тряску

 

        Ударная установка, используемая для проведения испытаний, должна быть аттестована по правилам, установленным в нормативных документах [10, 11, 12].

        Выбор режима испытаний[4] на транспортную тряску зависит от:

- вида нагрузок [удары направлены в вертикальном или горизонтальном (продольные, поперечные) направлении];

- массы изделия;

- условий транспортирования (легкие Л, средние С, жесткие Ж, очень легкие ОЛ).

        В основном испытания проводят при вертикальных нагрузках (таблица 1), но для некоторых изделий в технических условиях может быть предусмотрены испытания и при создании нагрузок в горизонтальных направлениях (таблица 2).

        Из таблицы 1 видно, что масса упаковки с изделием прежде всего ограничивает максимальное значение пикового ударного ускорения (от 75 g для изделий массой до 50 кг до 20 g для изделий массой до 200 кг) для наибольшей степени жесткости испытаний[5], оставляя неизменным число ударов, воспроизводящих условия транспортирования.

        Для других степеней жесткости испытаний характеристики режимов одинаковы для изделий массой

до 200 кг.

При испытаниях каждое изделие подвергают последовательному воздействию всех ускорений,

указанных в таблицах 1 и 2. Следовательно, изделия массой до 200 кг подвергают четырем испытаниям, а изделия массой свыше 200 кг – двум испытаниям. Последовательность проведения испытаний (увеличение или уменьшение степени жесткости) стандарты не регламентируют.

 

Таблица 1 Режимы испытаний при создании вертикальных нагрузок по [4]

 

Ударное ускорение:

Количество ударов, тыс, для условий транспортирования

- пиковое значение

g/(м/с2)

- длительность действия, мс

Л

С

Ж

ОЛ

1 Изделия массой до 50 кг, степень жесткости IV

75 (750)

2 - 6

0,04

0,2

2

2 Изделия массой свыше 50 до 75 кг, степень жесткости IV

50 (500)

2 - 6

0,04

0,2

2

3 Изделия массой свыше 75 до 200 кг, степень жесткости IV

20 (200)

5 - 20

0,04

0,2

2

4 Изделия массой до 200 кг, степени жесткости III-I

15 (150)

5 - 20

0,40

2,0

20

10 (100)

2,00

8,8

88

2

8 (80)

2 - 20

9

5 Изделия массой свыше 200 до 1000 кг, степень жесткости II

8 (80)

2 - 20

2,2

11,0

110

2

6 Изделия массой свыше 200 до 1000 кг, степень жесткости I

5 (50)

2 - 20

9

 

        Стандарт [3] допускает проведение испытаний на транспортную тряску путем не на стендах, создающих ударные нагрузки или же на стендах, имитирующих условия транспортирования, путем перевозки упакованных изделий автомобильным транспортом по дорогам различных категорий (таблица 3).

В этом случае должна быть указана скорость передвижения, как это сделано в приведенной в начале данной работы цитаты из технических условий на конкретное изделие.

Проанализировав цитату из ТУ и обратив внимание на категории автомобильных дорог, транспортирование на расстояние до 3000 км и транспортирование морем можно обоснованно заключить, что изделие предназначено

 

Таблица 2 Режимы испытаний при создании горизонтальных продольных и поперечных нагрузок по [3]

 

Ударное ускорение:

Количество ударов, тыс, для условий транспортирования

- пиковое значение

g/(м/с2)

- длительность действия, мс

Л

С

Ж

ОЛ

Изделия массой до 200 кг, степени жесткости II и I

12 (120)

5 - 20

0,04

0,2

2

8 (80)

2 - 20

0,2

 

для жестких условий транспортирования (условное обозначение Ж).

 

Таблица 3 Расстояние перевозки упакованных изделий автомобильным транспортом

 

Тип дорожного покрытия

Условия транспортирования

Л

С

Ж

ОЛ

Булыжное или грунтовое

50 км

250 км

500 км

Асфальтовое

200 км

1000 км

2000 км

1000 км *

*Автотранспорт с пневматической подвеской

 

        В технических условиях на изделие также должен быть указан способ крепления изделия и степень загрузки автомобилей, как это сделано в стандарте [13].

        Для условий транспортирования ОЛ допускается проводить испытания при перевозке изделий железнодорожным транспортом.

        При испытаниях на транспортную тряску методом непосредственной перевозки перед упаковкой и погрузкой составляют акт.

После перевозки на требуемое расстояние составляют акт осмотра упаковки, распаковывают изделие и проверяют его функционирование.

Метод испытания упакованного изделия на удар при свободном падении регламентирован стандартом

[14], в котором описаны требования ко всем элементам испытательного оборудования, показанного на

рисунке 2.

 

Рисунок 2 Схема испытания на свободное падение

1 – фундамент, 2 - стальная плита,

3 - электромагнитный расцепляющий механизм,

4 – стрела, 5 - лебедка

 

        Высота падения упакованного изделия устанавливается в технических условиях. В том случае, когда в технических условиях сказано о необходимости предохранения изделия от падения, устанавливают такое значение высоты:

        - 0,25 м – для изделий массой до 100 кг;

        - 0,10 м – для изделий массой свыше 100 кг.

После подъема упакованного изделия на высоту, заданную в технических условиях, проверяют положение

тары относительно площадки и включают расцепляющий механизм, обеспечивая тем самым свободное падение упакованного изделия.

        Обработку результатов испытаний производят по правилам, изложенным в стандарте [14].

       

Литература

1. ГОСТ 2.114-95 ЕСКД. Технические условия

2. ГОСТ 15150-69. Машины, приборы и другие технические изделия исполнения для различных климатических районов. Категории, условия эксплуатации, хранения и транспортирования в части воздействия климатических факторов внешней среды.

3. ГОСТ 23216-78. Изделия электротехнические. Хранение, транспортирование, временная противокоррозионная защита, упаковка. Общие требования и методы испытаний.

4. СТО ДИВГ - 042 – 2011. Шкафы релейной защиты, автоматики, управления и сигнализации. Технические условия. // [Электронный ресурс], режим доступа: http://bmrz-zakharov.narod.ru/2011/sto-box.pdf

5. ГОСТ Р 51908-2002. Общие требования к машинам, приборам и другим техническим изделиям в части условий хранения и транспортирования.

6. ГОСТ 16962.2-90. Изделия электротехнические. Методы испытаний на стойкость к механическим внешним воздействующим факторам.

7. ГОСТ 20.57.406-81. Комплексная система контроля качества. Изделия электронной техники, квантовой электроники и электротехнические. Методы испытаний.

8. ГОСТ 28215-89. Основные методы испытаний на воздействие внешних факторов. Часть 2. Испытания. Испытание Eb и руководство: Многократные удары.

9. ГОСТ 30630.1.3-2001. Методы испытаний на стойкость к механическим внешним воздействующим факторам машин, приборов и других технических изделий. Испытания на воздействие ударов

10. ГОСТ 24555-81. Система государственных испытаний продукции. Порядок аттестации испытательного оборудования. Основные положения.

11. РД 50-589-85 Методические указания. Система государственных испытаний продукции. Установки для испытаний на воздействие транспортной тряски. Методы и средства аттестации

12. ГОСТ Р 8.568-97 ГСИ. Аттестация испытательного оборудования. Основные положения

13. ГОСТ 23833-95. Оборудование холодильное торговое. Общие технические условия

14. ГОСТ Тара транспортная наполненная. Метод испытания на удар при свободном падении

 

Ранее опубликованные материалы:

ПИШЕМ ТЕХНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ. НАЧАЛО.

Рубрикация (текстового документа).

Технические условия Введение

Титульный лист

Лист утверждения

СТАНДАРТЫ ДЛЯ ТЕКСТОВЫХ ДОКУМЕНТОВ.

(Взгляд технического писателя)

Документы для испытаний

 

 

 

 



[1] Вместо упакованного изделия испытаниям на удар при свободном падении допускается подвергать упаковку

с макетом изделия.

[2] Международное обозначение этого вида испытаний – Eb [8].

[3] В этом же стандарте установлено, что при температуре окружающего воздуха выше 300С относительная влажность не должна превышать 70%.

[4] Режим испытаний характеризуется количеством ударов, пиковым ударным ускорением и длительностью действия ударного ускорения.

[5] В тексте стандарта для транспортной тряски степень жесткости отсутствует.


Яндекс.Метрика счетчик посещений


© ЗАХАРОВ О.Г. 2010-2016::: 2017




МОИ САЙТЫ
2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017
2003 2004 2005 2007 2008 2009
1970-1992 1992-1996


Мои сайты:::Правка:::2017