Исходные данные для оценки наработки на
отказ
В изданных ранее статьях и книге была описана методика оценки показателей надежности цифровых устройств релейной защиты [1-4]. В данной работе приведены исходные данные, полученные при оценке показателей надежности 1996 блоков БМРЗ для релейной защиты, автоматики, управления и сигнализации присоединений электрифицированных железных дорог и метрополитена [5][1], находившихся в эксплуатации на момент проведения контрольных испытаний на надежность.
На дату проведения испытаний наработка первого из отгруженных блоков составила 146 месяцев. Первым на предприятие-изготовитель был возвращен блок, под условным номером 68 (заводской номер 00971), наработка которого на момент возврата составила 119 месяцев. К этому моменту суммарная наработка всех отгруженных потребителям блоков составила 8543 месяца (таблица 1).
Таблица 1 Возврат блоков БМРЗ для железных дорог
Возвращенный
блок: |
Суммарная
наработка блоков: |
||
условный номер (по дате отгрузки) |
наработка,
мес |
возвращен-ных, мес
|
находящихся
в эксплуатации, мес |
68 |
119 |
119 |
8
543 |
75 |
122 |
241 |
9
370 |
79 |
112 |
353 |
9
831 |
97 |
105 |
458 |
11
833 |
108 |
563 |
12
965 |
|
158 |
668 |
18
226 |
|
177 |
104 |
772 |
20
218 |
194 |
876 |
22
012 |
|
195 |
980 |
22
215 |
|
196 |
105 |
1
085 |
22
219 |
197 |
104 |
1
189 |
22
232 |
201 |
1
293 |
22
739 |
|
221 |
105 |
1
398 |
24
838 |
225 |
1
503 |
25
257 |
|
231 |
84 |
1
587 |
25
781 |
271 |
97 |
1
684 |
29
428 |
334 |
94 |
1
778 |
35
385 |
337 |
1
872 |
35
666 |
|
339 |
93 |
1
965 |
35
852 |
342 |
2
058 |
36
132 |
|
343 |
94 |
2
152 |
36
225 |
345 |
2
246 |
36
412 |
|
346 |
2
340 |
36
505 |
|
347 |
2
434 |
36
598 |
|
349 |
2
528 |
36
785 |
|
350 |
2
622 |
36
878 |
|
352 |
2
716 |
37
065 |
|
355 |
2
810 |
37
344 |
|
357 |
2
904 |
37
531 |
|
361 |
81 |
2
985 |
37
893 |
374 |
93 |
3
078 |
39
113 |
376 |
94 |
3
172 |
39
299 |
377 |
3
266 |
39
299 |
|
386 |
88 |
3
354 |
40
219 |
393 |
3
442 |
40
834 |
|
446 |
81 |
3
523 |
45
395 |
447 |
3
604 |
45
475 |
|
615 |
64 |
3
668 |
58
298 |
630 |
66 |
3
734 |
59
226 |
632 |
3
800 |
59
357 |
|
650 |
64 |
3
864 |
60
560 |
674 |
65 |
3
929 |
62
135 |
716 |
63 |
3
992 |
64
851 |
734 |
52 |
4
044 |
65
318 |
870 |
51 |
4
095 |
73
239 |
887 |
4
146 |
74
006 |
|
1034 |
42 |
4
188 |
80
322 |
1063 |
29 |
4
217 |
81
522 |
1165 |
38 |
4
255 |
85
579 |
1221 |
36 |
4
291 |
87
595 |
1365 |
29 |
4
320 |
92
243 |
1387 |
28 |
4
348 |
92
873 |
1425 |
24 |
4
372 |
93
868 |
1463 |
22 |
4
394 |
94
754 |
1468 |
21 |
4
415 |
94
859 |
1753 |
10 |
4
425 |
98
995 |
Всего в эксплуатации на 12.04.12 находилось
1996 блоков всех исполнений для тяговых сетей железных дорог. За всё время
наблюдений были высказаны обоснованные замечания (замечания, признанные
производителем) по работе 56 блоков, поэтому процентная доля замечаний равна:
56/1996=0,3% |
Средняя наработка на отказ выборки из n =56 блоков, по
работе которых были высказаны замечания, составила:
ТΣn/n=4425/56=79 мес
или 56880 час |
где ТΣn – суммарная наработка выборки
из 56 блоков.
Распределение наработки блоков, по
работе которых были высказаны замечания, показано на рисунке 1.
|
Рисунок 1
Распределение наработки блоков, по работе которых были высказаны замечания |
Гистограмма, приведенная на рисунке
1, показывает, что более половины (36 из
56) возвращенных блоков имели наработку от 80 до 119 мес.
При проведении испытаний на надежность установлено, что
повторные замечания по работе блоков были предъявлены к 6 блокам, поэтому процентная
доля повторных замечаний к блокам этой серии составила:
6/1997=(3×10-3)% |
Кроме замечаний по работе блоков,
признанных производителем, потребителями были высказаны замечания по работе
блоков, которые производитель отнес к необоснованным
на основании рекомендаций, изложенных в стандарте [6].
Процентная доля блоков, по работе которых
были высказаны необоснованные замечания (замечания, не признанные
производителем), к общему количеству блоков, находящихся в эксплуатации, составила:
27/1996=0,014% |
По исходным данным, полученным в
результате контрольных испытаний на надежность [7] ,были получены оценки
наработки на отказ
(Т0 =
125000 час) и вероятности безотказной работы
за 2 000 часов (Р=0,98).
Выводы:
1. Результаты
расчетов для контрольных испытаний на надежность подтвердили указанную в
технических условиях среднюю наработку на отказ 125 000 часов для блоков
всех исполнений, применяемых на железной дороге и метрополитене.
2. Сравнение результатов оценки надежности, произведенных для блоков других
исполнений с результатами оценки надёжности блоков для железных дорог и
метрополитена показало, что количество замечаний по работе блоков значительно уменьшилось, а среднее значение
времени наработки на отказ за рассматриваемый период существенно возросло.
3.Проведенные расчеты показали, что после перехода на новую технологию
монтажа и новую элементную базу в 2009 году качество изделий в 2010 году
значительно повысилось.
Литература
1. С.А. Гондуров, О.Г. Захаров. Определение наработки на отказ по результатам эксплуатации //Вести в электроэнергетике, №1, 2010, С. 22.
2.
Захаров О.Г. Контрольные испытания блоков БПК-3 на надежность//Вести в
электроэнергетике № 2, 2015, С. 25
3. Захаров О.Г. Показатели надёжности блоков
частотной автоматики БМАЧР в цифрах и фактах//Электронный ресурс. Режим
доступа: https://rza.org.ua/article/read/Pokazateli-nad-zhnosti-blokov-chastotnoy-avtomatiki-BMACHR-v-tsifrah-i-faktah_80.html
4.
О. Захаров. Надежность цифровых
устройств релейной защиты. Показатели. Требования. Оценки. М.: Инфра-Инженерия,
2014, 128 с.
5.
НТЦ «Механотроника» анонсирует блоки РЗА для защиты присоеди-нений
электрифицированных железных дорог и метрополитенов // Электронный ресурс.
Режим доступа: https://www.elec.ru/news/2011/10/17/ntc-mehanotronika-anonsiruet-bloki-rza-dlya-zashit.html
6. ГОСТ 27.410-87. Надежность в
технике. Методы контроля показателей надежности и планы контрольных испытаний
на надежность.
М.: Издательство стандартов, 2000.
[1] БМРЗ-ФКС,
БМРЗ-ТСН, БМРЗ-ФПЭ, БМРЗ-ФВВ, БМРЗ-ТП-КН, БМРЗ-ТП-ВВ, БМРЗ-ТП-СВ, БМРЗ-ТП-КЛ,
БМРЗ-ПВА, БМРЗ-ДПР, БМРЗ-СПН,
БМРЗ-УПК, БМРЗ-ОФКС.
:::12.11.2024_13-24:::